Пенсионеров научили 3D-моделированию

Модные сережки, комод для вещей, ручной держатель для видеокамеры — зачем все это покупать, когда эти вещи можно смоделировать и напечатать собственноручно на 3D-принтере. В Москве, да и, пожалуй, в России впервые начали обучать 3D-моделированию людей «серебряного» возраста и рассказали, как этот навык может пригодиться в быту.

Библиотека им. Н.А. Некрасова, SMART-библиотека (Центральная библиотека No 197 им. А.А. Ахматовой), изобретательское бюро «Изобрюло» и национальный технологический университет МИСИС открыли проект «Старший класс». Библиотека Некрасова искала учеников и предоставляла площадку, МИСИС также предоставил площадку для занятий и производства, где обычно занимаются только студенты, библиотека Ахматовой стала платформой для работы с 3D-печатью, а «Изобрюло» отвечало за контент и его реализацию.

«Проект «Старший класс» — независимая частно-государственная инициатива, — рассказал «РГ» Илья Соболь, основатель «Изобрюло». — Я  предприниматель и долго думал над социально-ответственным проектом».

В проекте были заняты восемь учеников. Всем им чуть больше 55, а самому старшему 70. Почти у всех высшее техническое образование. Хотя это не было главным требованием к участникам.

Им предлагалось пройти другой экзамен — прислать скриншот с экрана собственного компьютера. Так преподаватель мог выяснить, действительно ли ученики умеют пользоваться компьютером. Сначала для соискателей хотели даже проводить скайп-собеседование, но потом процесс поступления упростили. Задачи обучать много людей не было, хотя заявок пришло более 20. Как говорят организаторы проекта, в начале нет смысла «гнаться» за количеством. Кроме того, у проекта будет продолжение.

На обучение выделили 12 часов — четыре блока по три часа. После первых двух часов участники уже смогли создать свои первые 3D-модели: инициалы — первые буквы имени и отчества. «На первом этапе обучения любые сложности могут демотивировать, ученик может быстро потерять интерес, — продолжает Илья Соболь. — Поэтому главное сделать так, чтобы первые результаты появились максимально быстро. А, как известно, чем быстрее получаешь результат, тем интереснее становится процесс обучения». Хотя теорию — интерфейс и логику программы — студентам рассказали также весьма подробно.

Как говорит Илья, сказать, что у участников что-то не получалось, потому что их возраст «серебряный», нельзя. У его подопечных были те же проблемы, что и у студентов МИСИСа, и у любого человека, у которого не всегда развито пространственное мышление, а именно, ориентация в трехмерном виртуальном пространстве. Мир трехмерный, но мы не видим ни один предмет сразу со всех сторон.

В финале ученикам дали более сложное задание — спроектировать объекты города будущего, в котором не ходят пешком, а летают. Вера Комылятова (59 лет) создала проект детского сада в городе будущего, а Ирина Крикун (57 лет) — проект транспортного средства.

Кто-то пошел дальше: один из участников придумал шкаф для хостела, который также напечатает на 3D-принтере. Кроме того, среди идей были и держатель для видеокамеры, и линейка ювелирных украшений, также напечатанных с помощью современных технологий. Эти объекты ученики будут проектировать дома на компьютере: все необходимые навыки они уже имеют.

Увидеть, что получилось, можно в Библиотеке им. Ахматовой — там в конце августа открылась выставка объектов, которые создавали участники проекта «Старший класс». Кстати, в Библиотеке им. Ахматовой объекты напечатали: у них есть 3D-принтер, что может кому-то показаться неожиданным. Но сегодня библиотеки активно уходят от стереотипа, что они — просто пыльные книгохранилища, теперь это места для досуга, для реализации любых творческих идей. И в них теперь открываются курсы для людей «серебряного» возраста.

«Умение генерировать интересные идеи и работать с программами не зависит от возраста, а 3D-принтеру все равно, сколько лет человеку, который нажмет на нем кнопку «Старт», — считает Илья Соболь. — Мы уверены, что люди старшего поколения способны освоить современные технологии 3D-моделирования и 3D-печати, которые помогут развить творческий образ мышления».

Как признаются участники, проект уже изменил их жизнь. «Когда я оставлю постоянную работу, у меня появится много свободного времени, и, конечно, его нужно будет чем-нибудь занимать, — говорит участница мастер-класса Галина Журдан (67 лет), экономист, преподаватель МосГУ. — Я ищу какой-то вид деятельности, который бы мне нравился и позволял дополнительно зарабатывать. Например, я интересуюсь работой с социальными сетями и блогингом, но это мне уже относительно знакомо, а сейчас захотелось попробовать себя в чем-то совсем новом, и я выбрала 3D-моделирование».